Портал в режимі тестування та наповнення
Песни и заветы казаков
Опубліковано 21 лютого 2012 року о 14:40

Очень хорошо, что на украинском вечере "Козацька iсторiя, козацька пiсня", который проходил в Русском доме на Таллинас, говорили и о великорусских, и о запорожских казаках. Это же мощное общеславянское движение, огромный пласт культуры и правил поведения, свод морали и воспитания и, конечно же, великие воинские подвиги. Даже язык у казаков свой.
Автор: Наталья Лебедева
Да и настоящие казаки, нынешние атаманы русского и украинского казачества, собравшие свои отряды в Латвии, пришли на праздник в новеньких красивых формах.

Казаки украинского Реестрового казачества из Елгавы пришли во главе с атаманом Иваном Костиком, казаков из Екабпилса привел атаман Валерий Костушевич, а Саласпилс представил отряд атамана Николая Гуменюка. Русские казаки пришли во главе с атаманом Виктором Голубевым. Одним из чинов отряда был наш старый добрый знакомец, друг нашей редакции, полковник по казачьей иерархии Николай Дмитриевич Колотило.

Глава Объединения украинских обществ Латвии Людмила Белынцева удивила всех формой капитана Украинского реестрового казачества. Дело в том, что после окончания вуза, в советское время, Людмиле присвоили звание старшего лейтенанта. А очередное звание в воинской иерархии - капитан. Вот она и стала в наше время капитаном, но уже казачьим. Звание ей присвоили на Украине по всем правилам!

Хотя женщин казаки всегда называли Берегинями. Поэтому у Людмилы есть и второе звание - казацкая Берегиня. Почетно и трогательно.

Именно Людмиле принадлежит идея активно вовлекать во все мероприятия украинцев Латвии молодежь. Вот и сейчас юные украинцы - 18-летний Никита Осипов, 14-летний Павел Поясников и 11-летний Антон Корнеев вели со сцены рассказ об истории казачества, объявляли номера концерта и театрализованные сценки.

Ребята и сами узнали, и другим поведали о том, что и русские, и запорожские казаки берегли своих молодых воинов - женатый казак, как и единственный в роду, носил серьгу в левом ухе как знак того, что его надо поберечь в военных действиях, а единственный у матери сын - две сережки. Это чтобы его командир при равнении направо-налево всегда видел, каких ребят следует поберечь в бою, не ставить на переднем фланге и не высылать в пикеты.

Донское казачество воспитывало мальчиков с 7 лет - они уже чувствовали себя мужчинами и знали, что отвечают головой за свою семью, мать, земельный надел и станицу. Перед первыми военными сборами атаман дарил молодому казаку шапку, священник - Евангелие, а старики рода - хорошие сапоги.

Запорожские казаки в церкви наполовину оголяли саблю - как символ того, что готовы с оружием в руках защищать православную веру.

Не счесть казацких объединений сегодня в кубанских и донских станицах, на Урале, а на Украине действуют более 25 больших казацких организаций, среди которых 14 имеют международный статус. Местных организаций почти 350, причем большая их часть действует там, куда и заселялись в свое время казаки Запорожской сечи - в Запорожской, Днепропетровской, Луганской, Донецкой, Одесской, Харьковской, Херсонский областях, в Крыму и Киеве.

Приветствовать украинцев пришел Театр песни "Этюд" во главе с Юрием Тихомировым - исполненным им задушевным и боевым русским казацким песням подпевал весь зал. А песни казацких Берегинь "Я дружина твоя, я козачка твоя" и "Варенички" сыграл, как сценки, ансамбль елгавского украинского общества "Явiр".

Кстати, у казачек были свои серьезные права, среди которых право пожаловаться атаману на буйное поведение мужа. И атаман обязательно "принимал меры".

Ольга Вандиловская и Сергей Козлов сыграли сцену проводов матерью запорожского казака на войну - с материнским благословением и вручением ладанки с горстью родной земли. Такой обычай был у всех казаков - и русских, и запорожских. Если случилось казаку погибнуть и лечь в землю на чужбине, первой горстью сыпали родную землю, чтобы родина была с ним и после смерти.

Украинскими песнями порадовали маленькая украиночка София Каралкина, латышка с украинскими корнями Лиене Нестровича и наполовину грузинка, наполовину русская вокалистка Тамара Катамадзе-Лебедева.

Даже Руслан Сафиулин, родом из Белоруссии, пел украинские песни современных композиторов. Вот такое оно, казачество, казалось бы, ушедшее в историю, но ныне возрождающееся. Значит, есть в нем необходимые нам сегодня качества - стойкость, верность и вера, боевой дух.

«Вісті сьогодні»,

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux