Сегодня Украина отмечает 25-летие со дня провозглашения своей независимости. Накануне юбилея журнал «Открытый город» встретился с послом Украины в Латвии Евгением Перебийнисом.
Господин посол, вы на дипломатической работе с первого дня украинской независимости, работали в МИДе при всех президентах. При ком работалось легче, при ком – сложнее?
Самый сложный период – однозначно сейчас. Но это не связано с личностью президента. Просто те вызовы, которые сейчас стоят перед Украиной и перед ее дипломатией, 25 лет назад, когда Украина обрела независимость, невозможно было представить даже в кошмарном сне. Никто не мог подумать, что дипломатия будет работать в режиме военного времени. Что она должна будет заниматься вопросами информационной войны, например.
Это то, чем мне пришлось заниматься два года назад, когда я был пресс-секретарем МИДа, и когда произошла оккупация Крыма с одновременно очень сложным для нас вызовом в виде информационной войны. Для нас возникла абсолютно новая реальность, каждый день мы были вынуждены противостоять информационным вбросам, дезавуировать ложь российских телеканалов в неимоверных масштабах. Мы на ходу учились с этим бороться. Потом уже с помощью наших специалистов, а также партнеров из США, Великобритании, других европейских стран, стали организовываться соответствующие тренинги, что позволило нам подкрепить полученный практический опыт теоретической подготовкой. Так что последние 2,5 года для меня лично, да и для всей Украины, наверное, были самыми сложными за всю современную историю.
В МИД вы попали со студенческой скамьи, где изучали чешский язык. Уже тогда готовились в дипломаты?
Честно говоря, на дипломатическую службу меня привело определенное стечение обстоятельств. В Киевском университете на филологическом факультете было отделение славянской филологии, и я решил попробовать свои силы. Знание чешского языка потом мне помогло во время работы в нашем посольстве в Чехии. Там я проработал в общей сложности 7 лет и эту страну знаю неплохо. Кстати в университете я познакомился со своей супругой Ольгой - она моя однокурсница и тоже специалист по чешскому языку и литературе.
Когда я учился на пятом курсе, Украина стала независимой, и я, еще будучи студентом, попросился волонтером в пресс-центр Министерства иностранных дел помогать при проведении исторического референдума и первых выборов президента, которые состоялись 1 декабря 1991 года. Весной 1992 года я начал работать в МИДе на полставки, а летом, после окончания университета – уже на полную ставку.
Тогда Министерство иностранных дел Украины практически создавалось заново, нужны были люди со знанием языков, и я попал в эту первую волну. С тех пор в этой системе и работаю. Так что моя дипломатическая служба является ровесницей независимой Украины.
Это было очень интересное время: практически ежедневно какая-то страна признавала независимость Украины, происходило установление дипломатических отношений, организовывались первые визиты – это все происходило у меня на глазах, на переломе 1991-1992 года. Поэтому 24 августа, День независимости Украины, для меня не пустые слова, я помню, как эта независимость воплощалась в жизнь.
Чем ваша супруга занимается в Латвии?
Активно помогает в работе посольства. У нас очень много разных гуманитарных и культурных проектов: много наших детей здесь отдыхает, в том числе с оккупированных территорий, дети, которые потеряли родителей. Наши раненые военные лечатся в Латвии, как по линии негосударственных фондов, так и в рамках государственных программ. Нет недостатка в разных культурных мероприятиях, выставках, концертах, супруга во всем этом участвует, помогает организовать.
Ко Дню независимости мы подготовили много интересного. 26 августа в Большой гильдии пройдет концерт талантливых украинских детей из Донбасса, которые были вынуждены оттуда уехать, чтобы учиться в Киеве. Это две девочки из Донецка и один мальчик из Енакиево. Девочки – скрипачки, им по11 лет, а мальчик играет на фортепиано. Настоящие виртуозы, думаю, даже многими взрослым исполнителям фору дадут. Они исполнят серьезные произведения, и я думаю, это будет очень символичный концерт.
Как, по-вашему, будущее Украины в Евросоюзе приближается или отдаляется?
Безусловно, приближается. Нашей стратегической целью является вступление в Европейский союз, но мы понимаем, что это вопрос не года и не двух. И Евросоюз сегодня меняется, и мы. Но сегодня для нас главным является не вопрос нашего статуса, а проведение реформ и приближение всех норм жизни Украины к стандартам Евросоюза. Как в политической сфере, так и в правовой, экономической и так далее. Мы хотим построить Европу в Украине, а вопрос нашего членства будет решаться тогда, когда для этого возникнут определенные условия. Прежде всего, внутри самого Евросоюза, когда он будет готов дальше расширяться, и когда к этому будем готовы мы. Понятно, что членом Евросоюза нельзя стать просто так, для этого нужно достичь определенного уровня развития, на это сейчас и направлены наши силы.
Что бы там не говорили критики Евросоюза, ЕС как система ценностей, как система реформ, является очень хорошим ориентиром для таких стран, как Украина. Поэтому наша цель – это реформы по типу европейских и постепенное приближение к тем принципам и стандартам, которые есть в ЕС.
Судя по опросам, поддержка ЕС среди населения Украины растет?
Если бы сегодня проводился референдум в Украине о вступлении в ЕС, то цифра голосующих «за» была бы далеко за 60%. Интересно, что резко возросла поддержка нашей интеграции в Евросоюз на востоке Украины, чего несколько лет назад не было.
А вы проводите там опросы, мониторинг?
Конечно, мы не можем проводить достоверные опросы на оккупированных территориях, но в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем правительства Украины, замеры происходят. Если говорить в целом по Украине, то тенденция поддержки ЕС населением очень четкая: по разным оценкам от 55% до 65%. Я вам больше скажу: сейчас более половины населения поддерживает даже вступление Украины в НАТО. Года три назад эта цифра составляла не больше 20%. Налицо явное изменение общественного настроения в пользу европейских и евроатлантических устремлений.