• A-
    A+
  • Людям із порушенням зору
  • Українською
  • English
Евгений Перебийнис. Санкции: преступление и наказание
Опубліковано 31 серпня 2016 року о 17:01

Сегодня только ленивый не пытается выдвигать гипотезы о том, отменят ли в ЕС российские санкции. Полностью или частично? Сразу или постепенно? В декабре или все же в июне? Многие на полном серьезе обсуждают возможные причины и поводы для такого шага (была бы цель — повод всегда найдется). А некоторые политики и журналисты, чтобы заранее оправдать свою позицию, даже готовы назначить виновной в том, что Минские соглашения не выполняются, Украину.

При этом они стыдливо пытаются не вспоминать причины, по которым Запад был вынужден ввести против России столь жесткие меры. Циничный прагматизм формулы "Россия нам нужна для решения глобальных проблем, поэтому давайте не будем ее строго судить по мелочам", похоже, их уже не коробит.

Иначе как политической амнезией это назвать сложно. Многие стали забывать, что именно с потакания агрессорам в "мелочах", попыток их умиротворения, преобладания в международных отношениях того самого циничного прагматизма начинались самые кровопролитные войны и самые большие геополитические кризисы.

Тех, кто считает агрессию России против Украины "мелочью", которая не стоит того, чтобы из-за нее портить отношения с Россией, мне искренне жаль, и они с "чистой совестью" могут перейти к чтению другого материала. Всех остальных я хотел бы попросить вспомнить, за что же именно ЕС, США и многие другие цивилизованные страны ввели санкции по отношению к России?

Если рассматривать международное право c точки зрения уголовного, то Россия в 2014 году совершила ряд тяжких преступлений. И она продолжает совершать эти преступления по сей день. Оккупация и аннексия территории другого государства, вооруженная агрессия на территории этого государства, поддержка террористических группировок в другой стране, постоянная их подпитка деньгами, оружием, тяжелой техникой, наемниками и регулярными войсками, убийство тысяч мирных граждан, в том числе тех, кто погиб в сбитом российскими военнослужащими MH17 — все это совершила Россия на наших с вами глазах. Россия не только растоптала десятки международных соглашений и норм международного права, двусторонних украинско-российских документов. Она наплевала на свое собственное законодательство, которое, например, запрещает наемничество. Я уже не говорю о том, что любой намек на сепаратизм, даже мысль об отделении какого-либо субъекта федерации, в России были бы пресечены в зародыше, а люди, причастные к таким действиям, надолго угодили бы за решетку. Но в Украине российское руководство считает возможным всячески поощрять сепаратизм. А недавно опубликованные записи телефонных разговоров некоторых российских "деятелей" в феврале-марте 2014 свидетельствуют о том, что они этими процессами в Крыму и на Донбассе непосредственно руководили.

Сегодня Россия превратила украинский Крым в заповедник махрового сталинизма, а на Донбассе сосредоточила войск и военной техники в количестве, которому позавидовали бы армии большинства европейских стран. На границе Украины Россия в настоящее время сконцентрировала силы, готовые в любой момент начать полномасштабную агрессию против нашего государства. И единственное, что ее сдерживает, как бы в Кремле не пытались это отрицать, — опасение жесткой международной реакции, страх усиления санкций и изоляции.

Этот перечень вам кажется скучным и неубедительным? Вы не понимаете, как лично вас это задевает? Что ж, давайте опишем ситуацию более приземленно.

Представьте себе, что вы возвращаетесь после некоторого отсутствия домой (ну, скажем, вы заболели и лежали в больнице) и обнаруживаете, что в вашей квартире поселился ваш дальний "родственник". Вот просто выбил ногой дверь и занял одну из комнат. Вы возмущены до глубины души, но "родственник" уверяет вас, что когда-то в этой комнате проживала его прабабушка и поэтому он имеет полное "сакральное" право на эту жилплощадь. На все ваши попытки показать документы и доказать, что вы являетесь единственным законным владельцем квартиры, он не обращает внимание. Более того, через некоторое время "родственник" заявляет вам, что раз комната уже его, то теперь ему нужен "коридор" в кухню и санузел. Потом он начинает предъявлять вам претензии, что не мешало бы более активно наполнять продуктами холодильник — кушать же хочется. За коммунальные услуги он конечно же платить не собирается (квартира пока ваша и, в конце концов, — мы же родственники). Вот он уже начинает пробивать отдельный вход через балкон, а потом намекает вам, что ему вообще не нравится обстановка в квартире. И если вы не начнете ее менять, то жить вместе будет трудно и вам придется искать другое жилье. Для пущей убедительности он приводит в квартиру мускулистых пьяных дружков-уголовников и они периодически — сначала исподтишка, а потом и в открытую, избивают вас, угрожают, превращают вашу жизнь в невыносимый ад. Вы, конечно же, апеллируете к соседям, общественности, полиции. Вы знаете, что закон на вашей стороне, и ожидаете, что "родственника" быстро поставят на место. Но вместо этого вам советуют как-то самим решить этот конфликт, предлагают договариваться, не провоцировать, пугают "последствиями" для всего дома, намекают на большие "связи" и "возможности" "родственника" и вообще заявляют, что если бы вы с ним не "задирались" то до сих пор могли бы дружно, "по-соседски" жить в одной квартире. Одним словом — сами виноваты.

Вы скажете — в правовом государстве такое невозможно. Ведь есть же законы, правоохранительные органы наконец. И будете правы — любое нарушение закона, любое преступление должно нести за собой неотвратимое наказание. Почему же, когда речь заходит о международной политике, мы допускаем возможность компромиссов и сделок с совестью? Ведь санкции против России — это то минимальное наказание, которое цивилизованный мир может применить против международного преступника. Санкции — это та минимальная помощь, которую демократические страны могут оказать жертве преступной агрессии. Наконец, это та минимальная справедливость, которую заслуживают тысячи украинских военнослужащих, погибших, защищая не только Украину, но и Европу, от варварства и беззакония.

Впрочем, речь здесь не только, и не столько о справедливости, сколько о сохранении ценностей, которые легли в основу западной цивилизации. Ведь санкции не просто инструмент, позволяющий заставить страну-нарушителя вернуться в рамки международного права. По большому счету — это гарантия соблюдения международного права в будущем, своего рода предохранитель от разрушения, размывания, деградации тех самых европейских ценностей.

И если сегодня, руководствуясь даже самыми благими намерениями и целями, позволить циничному прагматизму возобладать над ценностями и принципами, то нет никакой гарантии, что завтра эти "родственники" не придут в другие, в ваши квартиры.

Абсолютно очевидно, что любые разговоры об ослаблении или снятии санкций сегодня не имеют под собой никаких оснований. Россия пока не собирается выполнять Минские договоренности, поскольку деэскалация ситуации на Донбассе и его возвращение в украинское правовое поле прямо противоречит ее цели — дезинтеграции Украины и препятствованию ее сближения с ЕС. И если санкции по каким-то причинам еще не достигли желаемого результата, то логичным ответом на это стало бы их усиление, а никак не ослабление. Проявление слабости в этой ситуации стало бы неправильным, близоруким и опасным сигналом агрессору.

Дискуссии об отмене санкций так или иначе стимулируется из России, которая, несмотря на браваду, несет от них серьезные потери. При этом Россия использует весь арсенал манипуляций, запугивания и давления для того, чтобы представить себя в роли жертвы, а не виновника глобального кризиса, спровоцированного авантюрами Кремля. Уверовав в свою вседозволенность, в Москве почему-то считают, что у Европы просто нет другого выхода, кроме как уступить "непредсказуемому соседу". Надеюсь, Россию в этом вопросе ждет огромное разочарование.

rus.delfi, Посол України Євген Перебийніс

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux